Лечение альвеолита
Прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога хирурга, имплантолога первичный
Прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога хирурга, имплантолога повторный
Консультация врача-стоматолога хирурга, имплантолога, выдача заключения
О заболевании

Альвеолит лунки зуба — это патология, при которой воспалительный процесс возникает в лунке (альвеоле) преимущественно после удаления. Но могут быть и другие причины. Альвеолит после лечения зуба возникает в результате попадания инфекции, после чего развивается воспалительный процесс. Симптомы заболевания появляются через несколько дней после удаления зуба и свидетельствуют о том, что из-за инфекции нарушен процесс заживления раны. Сначала пациент ощущает боль в области лунки. Впоследствии место раны вместе с близлежащими мягкими тканями отекает, краснеет и покрывается налетом сероватого оттенка. Затем увеличиваются лимфатические узлы, значительно повышается температура тела и ухудшается состояние пациента. Из лунки возможны выделения разного характера, сопровождающиеся неприятным запахом изо рта.

Причины заболевания

После того как удаляется постоянный зуб, в альвеолярной лунке, на прежнем его месте, образуется сгусток крови. Этот кровяной сгусток несколько дней играет немаловажную роль — защищает десну, кость и зубные связки от попадания инфекции, остатков пищи и зубных отложений. Если нарушается целостность этого сгустка, существует вероятность возникновения альвеолита.

Есть ряд причин, способствующих развитию альвеолита после удаления зуба:

• Несоблюдение пациентом рекомендаций после удаления зуба. После экстракции следует с осторожностью относиться к месту раны: не употреблять горячие блюда и напитки, не нарушать целостность кровяного сгустка и выполнять тщательную гигиену полости рта. Очень важный момент: нельзя полоскать полость рта в течение первых нескольких суток после удаления зуба, чтобы не удалить кровяной сгусток.
  • Ошибки стоматолога при удалении. Например, если инструменты, которые использовались для удаления, не были стерильными, если хроническая инфекция, частицы зубного камня, кости или другие находившиеся в лунке патологические остатки были плохо удалены, а также если при удалении сильно повреждены десна или кость лунки. Еще одна врачебная ошибка — недостаточное сжатие краев лунки или когда врач не дожидается формирования кровяного сгустка, чтобы обеспечить надежную защиту раны от попадания в нее инфекции.
  • Истощение организма и слишком низкий иммунитет вследствие какого-либо заболевания, которым болен пациент.

Лечение альвеолита нельзя откладывать ни в коем случае, чтобы не навредить соседним зубам, десне и всему организму. Самолечение — не лучший выход. Хирургу достаточно механически очистить лунку и обработать ее медикаментозно, чтобы не допустить повторного осложнения, распространения инфекции или заражения крови.

Симптоматика

Многие пациенты ошибочно полагают, что воспаление лунки удаленного зуба не требует лечения, что боль и другие малоприятные симптомы — это норма после подобных операций. Действительно, первые 3 суток болевые ощущения являются нормой, но на этом этапе боль должна постепенно стихать. Если этого не происходит через 2-4 дня, и, наоборот, боль усиливается, нужно срочно записаться на прием к врачу.

Помимо болевых ощущений, альвеолит после удаления зуба сопровождается и другими симптомами:

• повышением температуры более 38 градусов;
  • отечностью и воспалением десны в области раны, периоститом — воспалением надкостницы;
  • отсутствием/повреждением кровяного сгустка;
  • образованием серого налета;
  • появлением гнойного экссудата из лунки;
  • неприятным запахом изо рта;
  • увеличением лимфоузлов (поднижнечелюстных, шейных), их болезненностью при пальпации;
  • чувствительностью воспаленных тканей к горячему/холодному;
  • чрезмерным слюноотделением;
  • потерей аппетита.

У пациента наблюдается плохое самочувствие — слабость, утомляемость, потеря сил.

Стадии альвеолита

Заболевание протекает в несколько стадий:

• Серозный альвеолит — это воспалительный процесс в альвеолярной лунке зуба, который может развиться примерно на третьи сутки после удаления зуба. Пациент испытывает постоянную ноющую боль на месте удаленного зуба. Температура тела и лимфатические узлы еще в норме. На стадии серозного альвеолита обычно наблюдается значительное повреждение кровяного сгустка или его отсутствие. А на месте раны, как правило, находятся остатки пищи и слюна. Если не обратиться к врачу на этом этапе, то за четыре дня альвеолит приобретет гнойную форму.
  • Гнойный альвеолит — это запущенный воспалительный процесс в альвеолярной лунке зуба. Он является продолжением невылеченного серозного альвеолита, проявляется примерно через одну неделю после удаления зуба. Пациент ощущает сильную боль, которая может распространяться ветвями тройничного нерва, наблюдаются значительно повышенная температура тела, общая слабость, отечность мягких тканей в месте воспаления, уплотнение лимфатических узлов, неприятный запах из полости рта, бледность кожи лица.
  • Гипертрофический альвеолит — заболевание приобретает хронический характер. Состояние пациента постепенно улучшается: резкая боль стихает, уменьшается отечность лимфоузлов, температура тела приближается к норме. Однако это не значит, что пациент выздоравливает. Альвеолярная лунка и далее остается воспаленной, отечной. Наблюдаются гнойные выделения, происходят патологическое разрастание и некроз мягких тканей.

Следует начинать лечение альвеолита на стадии серозного воспаления. Но даже если вы обратитесь в нашу клинику позже, мы знаем, как вам помочь.

Альвеолит зуба: диагностика и лечение

Диагностика заболевания не вызывает особых сложностей из-за характерной симптоматики. Врачу достаточно определить стадию развития патологии. Для этого применяются инструментальные и аппаратные методики диагностики. Если осмотра полости рта оказывается недостаточно, стоматолог может назначить рентген и КТ.

Лечение альвеолита проводится стоматологом на основании «увиденной картины», длительности течения заболевания и показаний у пациента. Прежде всего, пораженный участок обезболивают. Лунку промывают антисептиками от остатков слюны, пищи, грануляций, отложений и крови. Если при промывании не все патологические клетки и остатки удаляются, их убирают механически специальными инструментами. Затем лунку снова промывают антисептическими средствами. Осушение лунки осуществляют, используя стерильный тампон из марли. Чистую лунку обрабатывают антибактериальными препаратами. Накладывают антисептическую, обезболивающую повязку, которую меняют, учитывая ситуацию пациента.

Если такое лечение проведено на стадии серозного альвеолита, то через несколько дней пациент ощущает улучшение состояния, и воспаление прекращается. При гнойных формах альвеолита, помимо вышеперечисленного, пациент принимает антибактериальные препараты. Для улучшения состояния пациенту часто рекомендуют физиотерапию. Лечение длится от 8 дней, включая смену повязок и физиопроцедуры. В результате рана затягивается, боль уменьшается. Слизистая приобретает здоровый вид в течение одного месяца.

Стоматология Dental Luxury Clinic в Москве — это место для людей, которые ценят высококлассный сервис и заботятся о себе. Цену лечения мы сможем озвучить только после консультации. Ждем вас в одной из наших стоматологий: в Коммунарке или в Переделкино. Выбирайте, какая вам ближе, и записывайтесь на консультацию.

Рамонова Ольга Эльбрусовна
Cтоматолог-хирург, пародонтолог, имплантолог